23 ноября 1869 года был спущен на воду один из красивейших парусных кораблей, легендарный клипер «Катти Сарк» — классический чайный клипер, сохранившийся до наших дней.
Моряки, как водится, народ суеверный, стараются избегать всякой чертовщины, верят в приметы, остерегаются выходить в море по пятницам, не любят число «13» и черных кошек. И поэтому, когда узнавали, что новое судно названо в честь короткой рубашки ведьмы Нэнни из стихотворной повести Роберта Бернса «Тэм о’Шентер», крестились, сплевывали и уверяли, что проку от этой затеи не будет, а судно потонет со всем экипажем — не пройдет и года.
...Но Тэм нежданно разглядел
Среди толпы костлявых тел,
Обтянутых гусиной кожей,
Одну бабенку помоложе!
Как видно, на бесовский пляс
Она явилась в первый раз.
(Потом молва о ней гремела:
Она и скот губить умела,
И корабли пускать на дно,
И портить в колосе зерно!)
Она была в рубашке тонкой,
Которую еще девчонкой
Носила, и давно была
Рубашка ветхая мала.
Не знала бабушка седая,
Сорочку внучке покупая,
Что внучка в ней плясать пойдет
В пустынный храм среди болот,
Что бесноваться будет Нэнни
Среди чертей и привидений...
Но музу должен я прервать.
Ей эта песня не под стать,
Не передаст она, как ловко
Плясала верткая чертовка,
Как на пороге бедный Тэм
Стоял недвижен, глух и нем,
А дьявол, потеряв рассудок,
Свирепо дул в десяток дудок.
Но вот прыжок, еще прыжок -
И удержаться Тэм не мог.
Он прохрипел, вздыхая тяжко:
"Ах ты, короткая рубашка!.."
И в тот же миг прервался пляс,
И замер крик, и свет погас...
О Мэг! Скорей беги на мост, -
И покажи нечистым хвост, -
Боятся ведьмы, бесы, черти
Воды текучей, точно смерти!
Увы, еще перед мостом
Пришлось ей повертеть хвостом.
Как вздрогнула она, бедняжка,
Когда Короткая Рубашка,
Вдруг вынырнув из-за куста,
Вцепилась ей в репей хвоста...
В последний раз собравшись с силой,
Рванулась добрая кобыла,
Взлетела на скрипучий мост,
Чертям оставив серый хвост.
Ах, после этой страшной ночи
Во много раз он стал короче!..
Носовая фигура клипера изображает ведьму в короткой рубашке, вытянувшую руку вперед, с зажатым в ней пучком конского волоса.
Клиппер нес 3350 квадратных метров парусов и шел со скоростью 17 узлов.
Клипер использовался для доставки чая из Китая,
в то время
представлявшей собой беспощадную конкурентную гонку вокруг Африки из Китая
в
Лондон. Призом в этой гонке была существенная разница в прибыли, получаемая
тем, кто привозил первый чай нового урожая. Известность «Катти Сарк» принесло состязание на скорость с
клипером «Фермопилы» в 1872 году. Оба клипера одновременно вышли из Шанхая 18
июня, однако через две недели «Катти Сарк» в буре потеряла руль и капитан Моуди
удерживал клипер по ветру во время бури с помощью плавучего якоря, пока на
борту мастерили запасной руль. Работа длилась восемь суток, поскольку яростный
шторм не прекращался. Судовой плотник собрал брусья, скрепил их скобами,
которые сам выковал. Кузницу разбили на палубе, по которой гуляли волны. В результате
этого Катти Сарк прибыла в Лондон на неделю позже «Фермопил» — 18 октября,
затратив на путешествие 122 дня. Тем не менее, клипер навсегда вошёл в историю благодаря
тому, что после аварии капитан не сдался, а принял решение продолжить гонку,
соорудив импровизированный руль в открытом море (вместо того чтобы сойти с
дистанции на ремонт в порт), и при этом отстал всего на одну неделю.
В 1954 году «Короткая рубашка» поселилась в сухом доке в Гринвиче под Лондоном и стала музеем. На корабле была полностью воссоздана обстановка викторианской эпохи, когда клипер был поистине чудом совершенства корабельных форм, вершиной многовекового развития парусного вооружения.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий